Ранняя помощь
Документы
Справочная информация
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по раннему выявлению признаков нарушения здоровья детей, в том числе психического, с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности
Особенности развития ребенка на раннем периоде жизни
Составители:
Шабалина Н.Б. - кандидат психологических наук, заведующая сектором научнометодического обеспечения экспертно реабилитационной диагностики при осуществлении медико-социальной экспертизы научно-методического центра ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России;
Науменко Л.Л. - доктор медицинских наук, руководитель научно-методического центра
ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, врач- педиатр; Игнатова О.В. - научный сотрудник научно-методического центра ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России.
1. Особенности психофизического развития ребенка на раннем периоде жизни
Период внутриутробного развития начинается с импрегнации половых клеток и заканчивается рождением ребенка. Характеризуется быстрым ростом плода и его питанием за счет материнского организма.
Период новорожденности начинается с момента перевязки пуповины. Длительность его (от 18 до 24 дней) определяется состоянием физиологической зрелости. В этот период все основные функции находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и незначительные изменения условий внешней среды могут стать причиной тяжелых нарушений важнейших жизненных процессов. Это связано с незавершенностью развития всех органов и систем организма, выражается в слабости всех регуляторных процессов и интегративной деятельности функциональных систем, особенно центральной и периферической нервной системы.
Грудной или младенческий период, который следует за периодом новорожденности, протекает в два этапа: первый этап - до 4-4,5 мес., второй - до конца первого года жизни.
Первый этап характеризуется функциональным созреванием всех систем организма, и прежде всего центральной нервной системы (ЦНС).
Второй этап характеризуется формированием сложных локомоторных актов (функции кисти, овладение самостоятельной ходьбой) и речевой деятельности (понимание речи взрослого и произнесение первых слов).
К концу первого года жизни проявляется влияние социальных факторов на жизнедеятельность ребенка. Сказываются результаты воспитания, формируются привычки, манеры, и некоторые черты характера.
Анатомо-физиологические особенности и незрелость функциональных систем определяют характер патологии у детей этого возраста.
У них тяжелее протекают острые и хронические расстройства питания и пищеварения. Отмечается предрасположенность к фебрильным судорогам, пароксизмальным состояниям, менингоэнцефалитическим реакциям.
Особенностью развития детей первого года жизни является его неравномерность и большая зависимость от действий взрослого человека. Кроме приспособительных реакций, формируется элементарное коммуникативное поведение. Общение с взрослыми является необходимой потребностью детей уже в первые месяцы жизни. В процессе общения формируются основы психической деятельности ребенка.
С 3-4 недели жизни в ответ на обращенный к ребенку голос и улыбку возникает слуховое сосредоточение и ротовое внимание – ребенок замирает, его губы вытягиваются вперед. Вслед за этой реакцией возникает улыбка.
В возрастном периоде (от 1 до 3 мес.) формируются зрительные и слуховые ориентировочные и ответные эмоционально-двигательные реакции. Ребенок фиксирует взгляд на игрушках, ярких предметах, лице взрослого; прослеживает движущиеся предметы; ищет глазами источник звука.
В начале 2 мес. появляется ответная улыбка на обращенную речь, к 3 мес. - ярко выраженная эмоциональная реакция на общение с взрослыми (комплекс оживления). Двигательное (моторное) развитие ребенка характеризуется способностью совершать симметричные движения, приподниматься на руках, удерживать голову, находясь в горизонтальном или вертикальном положении, во время перемещений; поворачиваться с бока на спину, принимать более удобное для себя положение.
В 3-6 мес. появляется ориентирование в окружающем пространстве, на основе которого формируются понимание речи, предпосылки предметной деятельности, сенсорное восприятие и сложные формы поведения. В этом возрасте существенную роль играет развитие движений руки – движения руками становятся более целенаправленными, появляются попытки самостоятельно брать и манипулировать игрушками. Комплекс оживления становится дифференцированным: ребенок начинает отличать «своих» от «чужих». Развиваются голосовые реакции - наряду с «гулением» появляется лепет.
В двигательном развитии к концу первого полугодия ребенок осваивает повороты со спины на живот и обратно; крепко упирается ножками при вертикализации и совершает шагающие движения; лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук; сидит с поддержкой или самостоятельно, садится без помощи взрослого (6 мес.); осматривает собственные руки; всей ладонью с частичной оппозицией большого пальца хватает предмет, использует при хватании зрительно-моторную координацию.
Период 6-9 мес. характеризуется скачком в развитии движений. К 7 мес. ребенок хорошо ползает; подтягивается, чтобы встать; совершает шагающие движения; на мгновения удерживает собственную массу тела, распределяет её, стоя с поддержкой (6-7 мес.) и без (8-9 мес.); переступает вдоль барьера (9 мес.). Ребенок становится более активным и самостоятельным, увереннее ориентируется в окружающем пространстве и манипулирует предметами, поднимает перевернутую чашку, участвует в совместной игре, рассматривает картинки в книге, перелистывает страницы, подражает звукам, избирательно прислушивается знакомым словам;
В 9-12 мес. ведущим является развитие речи.
К 9 мес. значительно расширяется понимание обращенной речи.
К возрасту 10-12 мес. формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами; усложняются его действия с предметами.
В возрасте10-12 мес. ребенок выполняет действия, показанные взрослым или по его словесной инструкции; выполняет простые команды. Движения рук становятся координированными (рисует, бросает мяч), а действия - более разнообразными и носят целенаправленный характер. Начинают формироваться игровые действия - участвует в совместной игре, использует жесты, чтобы привлечь внимание. Развивается двигательная активность – ребенок встает без помощи взрослых, пытается ходить или ходит с поддержкой, опираясь на предметы (9 мес.); начинает ходить самостоятельно (12 мес.), с опорой поднимается и спускается по лестнице.
К концу первого года жизни ребенок овладевает умениями самостоятельно принимать вертикальную позу и ходить.
Период от 1 года до 3 лет характеризуется значительными сдвигами в процессах роста и развития ребенка, начинается формирование молочных зубов.
Завершается дифференцировка анализаторно-синтетической функции коры головного мозга, определяющей совершенствование локомоторных актов, развитие интеллектуальной сферы, речевой деятельности; обогащается запас представлений, дифференцируются эмоциональные переживания. Продолжается формирование иммунитета. Дети этого возраста чувствительны к возбудителям инфекции, для них характерно интенсивное проявление реакций аллергического типа.
Возрастной период от 1 до 3 лет характеризуется овладением ходьбой, формированием сложных видов движений.
Ведущей становится предметная деятельность, на базе которой формируется наглядно-действенное мышление. Интенсивно развивается речь. К 2 годам начинает формироваться регулирующая функция речи: ребенок подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого, может самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий и исправить ошибку, старается достичь желаемого результата.
Самостоятельно передвигаясь, ребенок осваивает пространство и контактирует с предметами, которые ранее оставались недоступными. Хорошо понимает речь.
К 3 годам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз, увеличивается словарный запас, при произнесении слов преобладает интонационно-ритмическая и мелодическая речь.
Речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка. Совершенствуется восприятие и формируются сенсорные эталоны.
Двигательное развитие предполагает, что к 2 годам ребенок уверено перешагивает через препятствия, чередуя шаг; нагнувшись, поднимает игрушку с пола; попадает по мячу ногой.
К 3 годам может постоять на одной ноге, прыгать на двух ногах; подниматься и спускаться по лестнице; кататься на трехколесном велосипеде. Уровень развития мелкой моторики позволяет в возрасте 2 лет обвести по предложенному контуру вертикальные линии и круги, а к 3 годам – копировать круг, рисовать человечка без туловища («головонога»).
В возрасте 3 лет заканчивается период раннего детства, и ребенок вступает в новый этап развития, который длится до 7 лет.
Говоря о физическом развитии ребенка, необходимо отметить, что этот процесс взаимодействует с социальными факторами при формировании человека.
На этой основе устанавливается ряд закономерностей формирования некоторых патологических процессов.
Установлено, что существуют периоды повышенной восприимчивости к различным вредностям. Это так называемые возрастные кризисы, которые обусловлены перестройками в организме. Этим объясняется тот факт, что в разные годы жизни организм ребенка по разному реагирует на вредоносное воздействие.
Так, в возрасте 0 - 3 года преобладает сомато-вегетативный тип реагирования (повышенная возбудимость, расстройства пищеварения, питания, сна, навыков опрятности).
В возрасте от 4 до 10 лет преобладает психомоторный тип (двигательная расторможенность, тики, заикание и т.п.).
Для возраста от 7 до 12 лет характерен аффективный тип реагирования (страхи, уход из дома, бродяжничество).
В возрасте 12 – 16 лет часто возникают сверхценные идеи, сверхценные увлечения и интересы, фантазирование, анорексии и т.п.
1.2 Особенности психического развития детей раннего возраста
Переходя к описанию психического развития детей, следует отметить, что, психологи (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.) большое внимание уделяли изучению раннего этапа жизни ребенка и придавали ему особенное значение.
Психологический подход к изучению детского возраста отличается от другого тем, что он имеет дело с особенной единицей анализа – это возраст, который является не просто календарной датой. По выражению Л.С. Выготского, возраст ребенка – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием. Часто хронологический и психологический возраст не совпадают, в таких случаях хронологический возраст служит лишь точкой отсчета, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка.
Значительный вклад в разработку вопросов психического развития детей был сделан выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Им были разработаны основные законы нормального развития психики у детей, им же был описан особый тип психического развития.
По его мнению, особенностью детского развития психики является непреформированность. Это такой тип развития, который детерминирован не снизу, т.е. не обусловлен нижележащими особенностями организма, а сверху,
т.е. теми формами и уровнем развития науки и практики, которые доступны в обществе. Иными словами, человеческое развитие происходит по образцу, сложившемуся в обществе. Особенностью детского развития является то, что оно подчиняется общественно-историческим законам, а не биологическим, как у животных.
Ему же принадлежит мысль о том, что ребенка нельзя рассматривать как маленького взрослого, который меньше знает и умеет, а как существо с качественной иной психикой.
1.3 Варианты нарушений нормального психического развития детей
Известно, что не всегда психическое развитие ребенка протекает в соответствии со стандартными нормами.
В таких случаях, по мнению Л.С. Выготского, развитие психики протекает, подчиняясь тем же законам, что и нормальное развитие, хотя и возможно формирование специфических черт и особенностей. Возможно формирование различных вариантов дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сфер.
Виды нарушенного психического развития Г.Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное, искаженное развитие, Л. Каннер выделяет лишь недоразвитие и искаженное развитие.
Г.К. Ушаков (1973) и В.В. Ковалев (1979), основным клиническими типами психического дизонтогенеза рассматривают два:
- ретардация - замедление или стойкое психическое недоразвитие как общее, так и парциальное;
- асинхрония - неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации [2].
По мнению В.В. Лебединского (1986), психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:
-
- общее стойкое недоразвитие,
- задержанное развитие,
- поврежденное развитие,
- дефицитарное развитие, 5) искаженное развитие,
6) дисгармоническое развитие.
Предлагаемая классификация основана на выделении основного качества нарушения развития: либо это отставание, задержка темпа развития; либо диспропорциональность его; либо его искажение; либо полом и выпадение отдельных функций.
Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.
Типичным примером стойкого недоразвития, по мнению В.В. Лебединского, является олигофрения. Экстенсивность поражения, связанная с генетическими пороками развития, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный же дефект имеет сложный характер. Он формируется за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций, а также и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие.
Для данного типа дизонтогенеза характерна выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, с трудностью их перестройки. Формирование иерархических связей грубо затруднено. Различные функции недоразвиты неравномерно. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше — базальных: развитие интеллекта, как правило, страдает в большей степени, чем речи, а последняя нарушена больше, чем восприятие, память, моторика, элементарные эмоции.
Для психического дизонтогенез по типу задержанного развития, характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебральноорганической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода). При этом проявляется задержка развития эмоциональной сферы во всех клинических вариантах инфантилизма (конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-
органический). Замедление же темпа познавательной деятельности связано при соматических заболеваниях с хронической астенией (общей повышенной истощаемостью); при психогенных формах - в большей мере с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности; при церебральноорганических поражениях, наиболее часто приводящих к трудностям в обучении, с одной стороны, с нейродинамическими (в первую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными, эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев - с первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.).
Для задержанного развития характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Наблюдается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке затухания более ранних форм психической деятельности. Явления асинхронии обусловлены тем, что первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов, высшие же уровни страдают вторично.
Парциальность поражения связана с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранности высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет более благоприятный прогноз его динамики и возможность коррекции.
Поврежденное развитие имеет следующую этиологию: наследственные заболевания; постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС.
Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2 - 3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована, а их недостаточность проявляется в признаках повреждения.
Следует отметить, что компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития. Однако при других видах дизонтогенеза он является либо осложняющим фактором при осложненной олигофрении, либо пусковым механизмом в случае замедления темпа развития и т.д.
Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых новообразований (лобных систем).
В более старшем детском возрасте может иметь место и первичное повреждение лобных систем. Страдают лобно-подкорковые взаимоотношения. Наряду с выпадением отдельных корковых функций, прежде всего, отмечаются расстройства эмоциональной сферы, нередко с расторможенностью влечений, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом. Повреждение ведет к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.
Особый вид дизонтогенеза представляет собой дефицитарное развитие[1], связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорнодвигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний.
Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Асинхрония при дефицитарном развитии проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрения приводит к недоразвитию координации между речью и действием.
Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с глубиной поражения данной функции. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей. Эта компенсация осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.
В случае недостаточности коррекционной работы возникают явления депривации, приводящие к нарушению развития, как познавательной деятельности, так и личности ребенка.
При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.
Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний.
Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. Его этиология и патогенез неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении. В последнее время все чаще высказывается мнение о связи этой аномалии развития и с органическим поражением мозга.
Для искаженного развития характерна наиболее выраженная асинхрония. В процессе формирования психических функций наблюдается иная иерархия в последовательности развития отдельных систем, противоположная нормальному онтогенезу: так, преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков.
Большое значение в искаженном дизонтогенезе имеют явления «изоляции»: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в более тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действиях и т.д. Даже при шизофренической природе раннего аутизма явления дизонтогенеза нередко выражены больше, чем симптомы болезни. Однако последним также принадлежит определенная роль в формировании дизонтогенеза.
Так, возникновение аутизма, особенно на ранних этапах развития, в большей мере обусловлено диффузными страхами окружающего. Выраженный дефицит общения, а в свою очередь является важнейшим тормозом социального развития больного ребенка.
Дисгармоническое развитие по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций.
Отличие дисгармонического развития от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность, по Г.Е. Сухаревой (1955), обусловливает формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде».
Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности (О.В. Кербиков, 1960, 1965; В.В. Ковалев, 1969, 1979) в результате неправильных условий воспитания.
Отсутствие грубых психопатологических расстройств и прогрессирования нарушений развития, характерных для текущего болезненного процесса, ограниченность дизонтогенеза преимущественно личностной сферой переносят акцент в становлении данной аномалии развития на социальный фактор. Степень выраженности психопатии и само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка.
Таковы основные варианты психического дизонтогенеза у детей.
[1] термин, предложенный В.В. Ковалевым (1976, 1979) в отношении патологического формирования личности у детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2023 года № 373-п
г. Ханты-Мансийск
О стандарте межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям и их семьям в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
В соответствии с федеральными законами от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 12 октября 2005 года № 73-03 «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 декабря 2021 года № 596-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Социальное и демографическое развитие», учитывая решение Общественного совета при Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (протокол заседания от 18 июля 2023 года № 35), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры постано вляет:
Утвердить прилагаемый стандарт межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям и их семьям в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.
Временно исполняющий обязанности S Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — ЮгрыА.В .Шипилов Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 4 августа 2023 года № 373-п
Стандарт межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям и их семьям в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — Стандарт)
Раздел 1. Общие положения
1.1. Стандарт разработан в соответствии с комплексным межведомственным планом по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2022 года № 1/ГК-765/07, и определяет механизм и условия межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям, нуждающимся в ней, и их семьям в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — автономный округ).
1.2. К детям, нуждающимся в ранней помощи, относятся дети в возрасте от рождения до З лет по следующим критериям: дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлена задержка физического, психического развития или стойкое нарушение функций организма и ограничений жизнедеятельности; дети с заболеваниями, приводящими к нарушениям в физическом, психическом развитии, с риском развития стойкого нарушения функций организма и ограничений жизнедеятельности; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, а также в организациях (учреждениях) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социальноопасном положении, выявленные организациями (учреждениями) социального обслуживания, здравоохранения, образования; дети, родители (законные представители) которых обеспокоены их физическим, психическим развитием и поведением.
Ранняя помощь для детей старше З лет может пролонгироваться до 7 — 8 летнего возраста по ежегодному решению консилиума организации (учреждения), предоставляющей услуги ранней помощи, с целью закрепления положительной динамики социального, эмоционального и поведенческого развития ребенка, нуждающегося в ранней помощи, с его семьей, окружающими, сверстниками, в том числе при переходе в образовательную организацию и сопровождении ребенка в ходе адаптации в ней.
При необходимости пролонгируется весь индивидуальный маршрут ранней помощи или отдельные услуги ранней помощи (консультирование родителей (законных представителей) ребенка, нуждающегося в ней, в период его адаптации в образовательной организации (учреждении), 1 З. Цель, задачи и результаты реализации Стандарта:
Цель Стандарта организация и координация системы межведомственного взаимодействия для повышения качества и эффективности оказания ранней помощи детям, нуждающимся в ней, и их семьям.
Задачи Стандарта:
развитие региональной системы комплексной реабилитации, абилитации, и ее первого этапа — ранней помощи; увеличение количества и повышение профессиональной компетентности поставщиков услуг ранней помощи; унифицирование и оптимизация форм межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи; содействие совершенствованию методов и технологий оказания ранней помощи, их совместимости и взаимодополняемости в сферах здравоохранения, социального обслуживания и образования; сокращение сроков, повышение доступности, качества и эффективности услуг ранней помощи. Результаты реализации Стандарта: обеспечение предоставления качественной ранней помощи на всех этапах ее оказания в автономном округе; снижение уровня инвалидизации, степени психических и физических нарушений у детей в возрасте от рождения до 3 лет и повышение качества жизни и здоровья этих детей и их семей; создание оптимальных условий для здорового, естественного развития ребенка и его семьи, их эффективной социализации в общество; формирование позитивного отношения общества к ранней помощи, семьям с особенными детьми.
1 А. Стандарт регулирует межведомственное взаимодействие Департамента социального развития автономного округа, Департамента здравоохранения автономного округа, Департамента образования и науки автономного округа, подведомственных им организаций (учреждений) по оказанию ранней помощи в соответствии с действующим законодательством в пределах установленных полномочий.
Стандарт также рекомендуется к применению при оказании ранней помощи организациями (учреждениями) иных форм собственности, в том числе некоммерческими.
Участниками межведомственного взаимодействия являются исполнительные органы автономного округа и организации (учреждения), задействованные в организации ранней помощи и оказании услуг ранней помощи.
Все организации (учреждения) в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, независимо от их формы собственности, оказывающие раннюю помощь, являются поставщиками услуг ранней помощи.
1.4.1. Участники межведомственного взаимодействия осуществляют взаимодействие по оказанию ранней помощи детям, нуждающимся в ней, и их семьям в целях содействия оптимальному развитию и формированию психического, физического здоровья, их вовлечение в естественные жизненные ситуации, включения в среду сверстников и интеграцию в общество, создания условий для здорового, комфортного психологического климата в семье, формирования позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей (законных представителей), повышения компетентности последних.
Естественные жизненные ситуации ребенка — ситуации в привычных условиях жизни дома, вне дома, в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников: просыпание, дневной и ночной сон, купание и умывание, прогулка, прием пищи, одевание и раздевание, туалет или смена подгузника, игра с другими детьми, одиночная игра, досуг (далее
естественные жизненные ситуации).
1.42. Координацию мероприятий по развитию системы ранней помощи детям, нуждающимся в ранней помощи, и их семьям в автономном округе осуществляет Департамент социального развития автономного округа.
Общую координацию деятельности участников межведомственного взаимодействия осуществляет региональный экспертный совет по ранней помощи в автономном округе, состав и положение о котором утверждены распоряжением заместителя Губернатора автономного округа от 11 мая 2023 года № 219-р «О региональном экспертном совете по ранней помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре».
1.5. Оказание ранней помощи включает: специализированную помощь, комплексную реабилитацию и абилитацию в сферах здравоохранения, социального обслуживания и образования.
Специализированная помощь, оказываемая врачамиспециалистами, система профилактики, диагностики и лечения заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинская реабилитация.
Комплексная реабилитация система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических
мероприятий, направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Абилитация — система формирования отсутствовавших у человека способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
1.6. Поставщики услуг ранней помощи оказывают ее в соответствии с индивидуальным маршрутом ранней помощи или на иных основаниях (раздел П Стандарта).
1.6.1. Индивидуальный маршрут ранней помощи ребенку, нуждающемуся в ней, и его семье (далее — ИМРП) документ, оформленный в письменном и электронном виде, составленный на основании оценки функционирования ребенка (проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях), нуждающегося в ранней помощи, в контексте развития факторов окружающей среды, включая взаимодействие и отношения, в семье, с родителями (законными представителями) и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, содержащий перечень услуг ранней помощи.
1.6.2. Разработку и координацию реализации ИРРП в муниципальных образованиях автономного округа осуществляют междисциплинарные команды специалистов (далее междисциплинарная команда специалистов).
1.7. Межведомственное взаимодействие по оказанию ранней помощи детям, нуждающимся в ней, и их семьям (далее — межведомственное взаимодействие) оказывается при соблюдении следующих принципов:
бесплатности (оказание услуг без взимания платы с родителей (законных представителей); доступности (доступность услуг для всех детей, нуждающихся в ранней помощи, „и их семей); открытости (доступность информации о ранней помощи для родителей (законных представителей) и других лиц, ухаживающих за детьми, нуждающимися в ней, общественности); непрерывности (оказание ранней помощи в течение всего времени действия ТИРП)•, семейноцентричности (привлечение родителей (законных представителей) к оказанию ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, разработке и реализации РМРП, оценке эффективности оказанной ранней помощи); индивидуальности (оказание ранней помощи в соответствии с индивидуальными потребностями детей, нуждающихся в ней, и их семей); естественности и функциональной направленности (оказание ранней помощи и формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях).
Раздел П. Порядок межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи в автономном округе
2.1. Формы сотрудничества участников межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи:
создание сети и ведение перечня поставщиков услуг ранней помощи, действующих с учетом региональных особенностей, размещение на
проведения совместных совещаний, заседаний (при необходимости);
привлечение специалистов организаций, оказывающих раннюю помощь, к работе в междисциплинарных командах специалистов (при необходимости); выявление детей, нуждающихся в ранней помощи, и ведение учета детей, получающих раннюю помощь (постоянно); информирование родителей (законных представителей) о нуждаемости их ребенка в ранней помощи и поставщиках услуг ранней помощи (в течение 5 рабочих дней с даты выявления нуждаемости в ранней помощи);
обеспечение направления детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей организациями здравоохранения, социального обслуживания, образования к поставщикам услуг ранней помощи (в течение 20 рабочих дней с даты заключения договора об оказании ранней помощи с родителями (законными представителями); информирование поставщиков услуг ранней помощи о направлении к ним детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей (в течение 20 рабочих дней с даты заключения договора об оказании ранней помощи с родителями (законными представителями); обеспечение преемственности в реализации РПЛРП в части сопровождения детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей при смене поставщиков услуг ранней помощи (при необходимости); организация исполнительными органами автономного округа в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания повышения квалификации согласно единому региональному плану обучения, повышения квалификации, профессиональной подготовки специалистов, оказывающих раннюю помощь (ежегодно);
организация семинаров, совещаний, конференций и иных совместных мероприятий по оказанию ранней помощи и участие в них (ежегодно); информационно-просветительская кампания в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах, сайтах поставщиков ранней помощи для информирования родителей (законных представителей) детей в возрасте от рождения до 3 лет по вопросам оказания ранней помощи (не реже 1 раза в квартал); обмен информацией, необходимой при оказании ранней помощи с использованием систем электронного документооборота и делопроизводства, в том числе прикладного программного обеспечения «Автоматическая система обработки информации» (постоянно); сбор информации в целях управления системой ранней помощи в автономном округе, включая контроль качества и эффективности ее оказания (ежегодно).
Участники межведомственного взаимодействия осуществляют работу с персональными данными детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей, в том числе с использованием государственной информационной системы в прикладном программном обеспечении «Автоматическая система обработки информации», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Обмен информацией участники межведомственного взаимодействия осуществляют в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии, заключенным между Департаментом социального развития автономного округа, Департаментом здравоохранения автономного округа, Департаментом информационных технологий и цифрового развития автономного округа, Департаментом культуры автономного округа, Департаментом образования и науки автономного округа, Департаментом труда и занятости населения автономного округа, Департаментом физической культуры и спорта автономного округа.
2.2. Оказание ранней помощи участниками межведомственного взаимодействия включает следующие этапы:
обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, оказывающую услуги ранней помощи; прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании ранней помощи; определение нуждаемости ребенка в разработке ИМРП (первичный прием, междисциплинарный консилиум); проведение оценочных процедур для разработки ИМРП; разработка турп•, реализация ИМРП; промежуточная и итоговая оценки результативности реализации топ; пролонгация или завершение реализации ИМРП;
содействие переходу ребенка, нуждающегося в ранней помощи, в образовательную организацию (учреждение).
2.3. Механизм выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей:
23.1. Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей осуществляют специалисты организаций (учреждений) (далее специалисты) здравоохранения, социального обслуживания, образования, в том числе центров психолого-педагогической-медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий (далее
специалисты):
при обращении родителей (законных представителей) за получением социальных и иных услуг, оказываемых в этих организациях (учреждениях); при обращении в эти организации (учреждения) родителей (законных представителей), предполагающих наличие нарушений в физическом, психическом развитии и здоровье детей в возрасте от рождения до 3 лет и потребности в оказании им ранней помощи.
2.3.2. При выявлении проблем в физическом, психическом развитии и здоровье детей в возрасте от рождения до 3 лет в организациях (учреждениях), подведомственных Департаменту здравоохранения автономного округа, специалисты этих организаций (учреждений) направляют их на комплексное обследование междисциплинарной командой специалистов для определения нуждаемости в ранней помощи и разработки ТЛРП.
23.3. При выявлении детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей специалисты организаций (учреждений) социального обслуживания, образования:
уведомляют медицинскую организацию (учреждение) по месту жительства детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей о факте выявления; осуществляют сопровождение семьи до разработки ИМРП.
2.4. Направления деятельности по ранней помощи в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования в автономном округе:
2.4.1. Медицинская помощь детям, нуждающимся в ранней помощи, оказывается в соответствии с порядками, стандартами, клиническими рекомендациями оказания медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации и обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями (учреждениями) на территории Российской Федерации.
Ранняя помощь в сфере здравоохранения оказывается в автономном округе в медицинских организациях (учреждениях) и включает: раннее выявление детей, нуждающихся в ранней помощи; медицинское обследование детей, нуждающихся в ранней помощи; услуги по подбору питания;
в образовательных организациях (учреждениях); консультирование родителей (законных представителей) в период адаптации детей, нуждающихся в ранней помощи, в образовательной организации (учреждении); мероприятия по формированию и развитию речи, навыков общения, познавательной активности, самообслуживания, бытовых навыков, поддержке социализации детей, нуждающихся в ранней помощи; психологическое сопровождение родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в ранней помощи; краткосрочное оказание ранней помощи детям, нуждающимся в ней, без разработки РМРП; пролонгированное консультирование родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в ранней помощи, без разработки топ; коррекция недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей, нуждающихся в ранней помощи; повышение родительской компетентности по особенностям физического, психического развития детей, нуждающихся в ранней помощи, в том числе психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей); коррекция психологического состояния и детско-родительских отношений; создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей, нуждающихся в ранней помощи, организацию развивающей предметно-пространственной среды;
оказание логопедической помощи детям, нуждающимся в ранней помощи; психолого-педагогическое сопровождение психологопедагогическим консилиумом образовательной организации (учреждения), в том числе оценка динамики развития для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей, во время обучения в образовательной организации; проведение промежуточной и итоговой оценок реализации ИМРП; проведение промежуточной и итоговой оценок реализации РМРП в сфере образования с последующей подготовкой заключения и рекомендаций для родителей (законных представителей).
2.5. Формирование и функционирование междисциплинарных команд специалистов в муниципальных образованиях автономного округа:
2.5.1. Порядок формирования и работы междисциплинарной команды специалистов утверждается распоряжением заместителя Губернатора автономного округа, в ведении которого находится Департамент социального развития автономного округа.
Состав междисциплинарных команд специалистов в муниципальных образованиях автономного округа утверждают совместными приказами организации (учреждения) здравоохранения, социального обслуживания и муниципального органа управления в сфере образования.
25.2. Функции междисциплинарной команды специалистов:
определение состояния детей в возрасте от рождения до 3 лет и их нуждаемости в оказании ранней помощи; проведение оценочных процедур для разработки ИМРП и мониторинга физического, психического развития детей, нуждающихся в ранней помощи; информирование родителей (законных представителей) детей в возрасте от рождения до З лет о возможности получения услуг ранней помощи в организациях (учреждениях) здравоохранения, социального обслуживания, образования; разработка РПЛРП для детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей при получении согласия родителей (законных представителей) в течение 20 дней с даты заключения договора с ними об оказании ранней помощи; оформление направления к поставщикам услуг ранней помощи и его регистрация в журнале учета выдачи направлений, который ведет специалист организации (учреждения), на базе которой создана междисциплинарная команда специалистов; вручение родителям (законным представителям) уведомления о разработке ИМРП и направления к поставщикам услуг ранней помощи в течение З рабочих дней со дня их утверждения непосредственно или почтовым отправлением; внесение ИМРП в государственную информационную систему автономного округа «Прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система обработки информации»; консультирование специалистов организаций (учреждений) здравоохранения, социального обслуживания, образования по вопросам, связанным с поддержкой развития и адаптации детей, нуждающихся в ранней помощи; промежуточные и итоговая оценки эффективности реализации ТПП, по результатам которых родителям (законными представителями) вручаются заключение и рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка, нуждающегося в ранней помощи.
2.6. ШИРП разрабатывается согласно типовой форме, которую утверждает распоряжением заместитель Губернатора автономного округа, в ведении которого находится Департамент социального развития автономного округа.
Срок действия ИМРП: не менее 6 и не более 12 месяцев.
Ранняя помощь может оказываться без разработки ИМРП (пролонгированное консультирование, краткосрочные услуги ранней помощи).
По истечении срока ИМРП при наличии показаний разрабатывается новая имрп.
2.7. Прекращается оказание ранней помощи на основании: отказа родителей (законных представителей) от ее получения; достижения целей ИМРП и отсутствия дальнейшей нуждаемости в ней; достижения детьми, нуждающимися в ранней помощи, возраста З лет и отсутствия необходимости пролонгирования ИМРП; поступления детей, нуждающихся в ранней помощи, в дошкольную образовательную организацию (учреждение) и подтверждения успешного освоения ими образовательной программы в течение одного учебного года; иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИМРП (смерть ребенка, нуждающегося в ранней помощи; переезд ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и его семьи на постоянное место жительства за пределы автономного округа).
Раздел III. Требования к поставщикам услуг ранней помощи
3.1. Поставщики услуг ранней помощи при организации межведомственного взаимодействия и оказании ранней помощи руководствуются международными правовыми актами в области защиты прав детей, в том числе детей-инвалидов, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными правовыми актами, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления здравоохранением, социальной защитой, образованием, уставом организации (учреждения) и иными локальными актами.
3.2. Для осуществления межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи, обмена информацией об оказываемых услугах и получателях данных услуг формируется перечень поставщиков услуг ранней помощи (далее перечень) и размещается в государственной информационной системе автономного округа «Прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система обработки информации», информационной системе «Портал социальных услуг».
Информацию в перечень вносят и актуализируют (при необходимости) ответственные специалисты организаций (учреждений), подведомственных Департаменту социального развития автономного округа, Департаменту здравоохранения автономного округа, Департаменту образования и науки автономного округа.
3.3, Поставщики услуг ранней помощи размещают на официальных сайтах своих организаций (учреждений) положение и график работы организации (учреждения), перечень и порядок оказания ранней помощи.
3.4. Специалисты, оказывающие раннюю помощь, должны иметь профильное образование и обладать профессиональными компетенциями в этой сфере.
Раздел IV. Организация мониторинга и оценки качества и эффективности межведомственного взаимодействия
4.1. В целях определения эффективности межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи в автономном округе проводятся контрольные мероприятия:
4.1.1. Мониторинг и оценку деятельности междисциплинарных команд специалистов, поставщиков услуг ранней помощи в муниципальных образованиях автономного округа проводят представители Департамента социального развития автономного округа, Департамента здравоохранения автономного округа, Департамента образования и науки автономного округа (в соответствии с установленным графиком, но не реже раза в 3 года).
4.12. Мониторинг качества и эффективности оказания ранней помощи детям, нуждающимся в ранней помощи, и их семьям проводят Департамент социального развития автономного округа, Департамент здравоохранения автономного округа, Департамент образования и науки автономного округа, в ведении которых находятся соответствующие организации (учреждения) здравоохранения, социального обслуживания, образования (постоянно).
4.2. В целях оценки качества и эффективности оказания ранней помощи детям, нуждающимся в ранней помощи, и их семьям изучается общественное мнение, в том числе мнение профессионального сообщества, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также средств массовой информации автономного округа путем ежегодного проведения их опроса по форме, которую утверждает распоряжением заместитель Губернатора автономного округа, в ведении которого находится Департамент социального развития автономного округа.
4.3. Мониторинг, оценку качества и эффективности оказания в автономном округе ранней помощи детям, нуждающимся в ней, и их семьям проводит региональный экспертный совет по ранней помощи в автономном округе в соответствии с разделом V Стандарта.
4.4. В целях наполнения информационных ресурсов, в том числе раздела «Региональный информационный банк по ранней помощи» на официальном сайте исполнительных органов автономного округа, участники межведомственного взаимодействия по запросу Департамента социального развития автономного округа предоставляют необходимую информацию в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
Раздел У. Методика оценки качества межведомственного взаимодействия и эффективности оказания ранней помощи в автономном округе
5.1. Оценка качества межведомственного взаимодействия и эффективности оказания ранней помощи детям, нуждающимся в ней, и их семье (далее — Оценка) проводится в автономном округе и рекомендуется к проведению в муниципальных образованиях автономного округа (ежегодно).
5.1.1. Результаты Оценки служат основанием для принятия решений по совершенствованию системы ранней помощи в автономном округе.
5.1.2. Порядок проведения Оценки и контроля ее проведения утверждает распоряжением заместитель Губернатора автономного округа, в ведении которого находится Департамент социального развития автономного округа.
5.2. Показатели качества межведомственного взаимодействия и эффективности оказания ранней помощи и критерии их оценки:
5.2.1. Оценка качества межведомственного взаимодействия проводится на уровне автономного округа по показателям 1 10, рекомендована к проведению на уровне муниципальных образований автономного округа по показателю 5 и на уровне поставщиков услуг ранней помощи (организаций, учреждений) по показателю 8.
5.22. Оценка эффективности оказания ранней помощи проводится на уровне поставщиков услуг ранней помощи (организаций, учреждений) (показатели 11 — 13).
5.3, Показатели качества межведомственного взаимодействия и критерии их оценки:
Показатель 1. Наличие системы координации действий по развитию ранней помощи в автономном округе, включающей наличие открытых (размещенных на официальных web-pecypcax исполнительных органов автономного округа, специализированном интернет-ресурсе по поддержке развития ранней помощи) и доступных для открытого просмотра и скачивания действующих документов по созданию, составу и регламенту работы межведомственного координационного органа по развитию системы ранней помощи, созданного при высшем органе исполнительной власти автономного округа; межведомственного ресурсно-методическом центра.
Критерии оценки: наличие 1 балл; отсутствие части показателя — 0,5 балла; отсутствие — 0 баллов.
Показатель 2. Наличие программы и ежегодного плана мероприятий по развитию ранней помощи в автономном округе.
Критерии оценки: наличие — 1 балл; отсутствие — 0 баллов.
Показатель З. Наличие утвержденного перечня услуг ранней помощи в автономном округе.
Критерии оценки: наличие — 1 балл; отсутствие — 0 баллов.
Показатель 4. Обеспеченность специалистами, обладающими компетенциями оказания ранней помощи (проведение первичного приема детей от рождения до 3 лет для выявления соответствия состояния ребенка критериям разработки ИМРП, разработка, реализация РМРП включая консультирование семьи по её реализации в естественных жизненных ситуациях, оценка эффективности реализации ТИРП) из расчета на 1 000 человек детского населения в автономном округе в возрасте от рождения до 3 лет.
Критерии оценки: более 2 ставок специалистов 1 балл; от 1 до 2 ставок специалистов — 0,5 балла; менее ставки специалистов — 0 баллов.
Показатель 5. Доля муниципальных образований автономного округа, в которых действуют организации (учреждения), оказывающие раннюю помощь, от общего количества муниципальных образований автономного округа.
Критерии оценки: более 90 % — 1 балл; от 50 % до 90 % — 0,5 балла; от 25 % до 50 % — 0,25 балла; менее — 0 баллов.
Показатель 6. Наличие установленного порядка выявления и учета детей, нуждающихся в ранней помощи, направления их в организацию (учреждение), оказывающую раннюю помощь, информирования родителей (законных представителей) о системе ранней помощи в автономном округе. Критерии оценки: наличие — 1 балл; отсутствие — 0 баллов.
Показатель 7. Доля поставщиков услуг ранней помощи, которые в течение 10 рабочих дней от даты заключения договора об оказании ранней помощи обеспечивают первичный прием детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей, от общего количества поставщиков услуг ранней помощи в автономном округе.
Критерии оценки: более 90 % — 1 балл; от 50 % до 90 % — 0,5 балла; от 25 % до 50 % — 0,25 балла; менее — 0 баллов.
Показатель 8. Доля детей, для которых ПЛРП составлена в течение установленного срока (20 рабочих дней с даты заключения договора об оказании ранней помощи с родителями (законными представителями) за прошедший календарный год.
Критерии оценки: более 95 % — балл; от 50 % до 90 % — 0,5 балла; от 25 % до 50 % — 0,25 балла; менее 25 % — 0 баллов.
Показатель 9. Доля детей в автономном округе с впервые установленной инвалидностью в возрасте от рождения до З лет, родители (законные представители) которых получили направление к поставщику услуг ранней помощи, от общего количества детей с впервые установленной инвалидностью в возрасте от рождения до 3 лет в автономном округе за прошедший календарный год.
Критерии оценки: более 90 % — 1 балл; от 50 % до 90 % — 0,5 балла; от 25 % до 50 % — 0,25 балла; менее 25 % — 0 баллов.
Показатель 10. Доля детей с установленной инвалидностью, которые в прошедшем календарном году получали в автономном округе раннюю помощь по ИМРП, от общего количества детей в автономном округе с установленной инвалидностью, нуждающихся в ранней помощи.
Критерии оценки: 100 % — 1 балл; менее 100 % — 0 баллов.
5.4. Показатели эффективности оказания ранней помощи и критерии их оценки:
Показатель 11. Доля детей, у которых наблюдается снижение выраженности ограничений активности и (или) увеличение вовлеченности в естественные жизненные ситуации в процессе реализации ИМРП, в общем количестве детей, получающих раннюю помощь по ИМРП.
Критерии оценки: более 80 % — 1 балл; от 40 % до 80 % — 0,5 балла; менее 40 % — 0 баллов.
Показатель 12. Доля семей, получающих раннюю помощь, отметивших позитивное влияние реализации ИМРП на какие-либо аспекты функционирования семьи (например: понимание членами семьи особенностей ребенка, нуждающегося в ранней помощи; их способности содействовать развитию данного ребенка; качество их отношений и взаимодействия с данным ребенком, и в семье в целом; адаптацию семьи; расширение позитивного социального взаимодействия семьи с социумом), в общем количестве семей, участвующих в реализации ИУРП.
Критерии оценки: более 70 % — 1 балл; менее 70 % — 0 баллов.
Показатель 13. Доля детей, нуждающихся в ранней помощи, поступивших в образовательные организации (учреждения) по завершении ИМРП, из общей численности детей в автономном округе, нуждающихся в ранней помощи, завершивших щем году.
Критерии оценки: болеменее 95 % — 0 баллов.